Ко́ми-я́зьвинцы или язьвинские пермяки, также употребляется язьвинцы (коми-язьвин. комийөз, пермякйӧз, коми утьыр;
коми ёдзва
комияс, язьвинса; коми-перм.
язьвинса; самоназвание — пермяки) —
этнографическая группа коми-пермяков,
или обособленная финно-угорская народность в России.
В настоящее время язьвинцы в основном проживают в ряде
населённых пунктов Красновишерского района Пермского края: деревни
Бычина и Нижняя Бычина (род Быч), село Верх-Язьва (род Кичиг),
деревни Паршакова, Арефина, Антипина, Ванькова. Антипинская, Паршаковская, Бычинская и Верх-Язьвинская сельские администрации.
Общая численность по некоторым оценкам составляет от 2—3 тысяч до 5 тысяч человек, в том числе до двух тысяч компактно проживают на территории Красновишерского района Пермского края.
Формирование группы началось до
прихода русских в междуречье Камы, Вишеры и Колвы. Какая-то часть коми-язьвинцев находилась в тесном
соприкосновении с манси (вогулами) и контакты с ними нашли отражение в
антропологическом облике, занятиях, но не в языке.
С приходом русских часть населения
мигрировала в верховья реки Язьвы, где в отдалении от коми-пермяцкого и
русского народов сохранила свой язык и самосознание. С 18 века на процесс
развития и сохранения этнической общности повлияла приверженность старообрядчеству.
Традиционным хозяйством язьвинских пермяков было земледелие. Большое
значение имели охотничий и рыболовный промыслы.
Язьвинцы исповедуют
православную религию в старообрядческом варианте, относятся к беглопоповскому согласию. Христианские
старообрядческие традиции широко выражены в праздничной и семейной обрядности
коми-язьвинцев; при этом сохраняются некоторые
элементы дохристианских верований и обычаев, схожие с коми-пермяцкими и
русскими в сев. Прикамье. Как и у юж. коми-пермяков, в похоронном
обряде язьвинские пермяки вывешивают на стену избы
одежду умершего на 40 дней. Сохраняется обычай высаживать на могилах деревья
хвойных пород. Наряду со свадебным обрядом со сватовством в сер. 20 в. широко
был распространен обычай увода невесты крадом. Из праздников своеобразной была
встреча сарчика (трясогузки), приуроченная к
Николину дню 22 мая. Среди коми-язьвинцев распространены предания о
появлении деревень, о древнем народе чуди, о богатырях, сказки, былички. Богат
малый жанр фольклора. Поэтическое творчество в большей степени русскоязычное.