Этногенез и расселение человека

Коми -язьвинцы

 
Изображение пользователя Артём Лызлов
Коми -язьвинцы
от Артём Лызлов - Четверг, 17 декабря 2020, 22:56
 

Ко́ми-я́зьвинцы или язьвинские пермяки, также употребляется язьвинцы (коми-язьвин. комийөз, пермякйӧз, коми утьыр; коми ёдзва комияс, язьвинса; коми-перм. язьвинса; самоназвание — пермяки) — этнографическая группа коми-пермяков, или обособленная финно-угорская народность в России.
В настоящее время язьвинцы в основном проживают в ряде населённых пунктов Красновишерского района Пермского края: деревни Бычина и Нижняя Бычина (род Быч), село Верх-Язьва (род Кичиг), деревни Паршакова, Арефина, Антипина, Ванькова. Антипинская, Паршаковская, Бычинская и Верх-Язьвинская сельские администрации.

Общая численность по некоторым оценкам составляет от 2—3 тысяч до 5 тысяч человек, в том числе до двух тысяч компактно проживают на территории Красновишерского района Пермского края.

Формирование группы началось до прихода русских в междуречье Камы, Вишеры и Колвы. Какая-то часть коми-язьвинцев находилась в тесном соприкосновении с манси (вогулами) и контакты с ними нашли отражение в антро­пологическом облике, занятиях, но не в языке.

С приходом русских часть населения мигрировала в верховья реки Язьвы, где в отдалении от коми-пермяцкого и русского народов сохранила свой язык и самосознание. С 18 века на процесс развития и сохранения этнической общности повлияла приверженность старообрядчеству.
 Традиционным хозяйством язьвинских пермяков было земледелие. Большое значение имели охотничий и рыболовный промыслы.

Язьвинцы исповедуют православную религию в старообрядческом варианте, относятся к беглопоповскому согласию. Христианские старообрядческие традиции широко выражены в праздничной и семейной обрядности коми-язьвинцев; при этом сохраняются некоторые элементы дохристианских верований и обычаев, схожие с коми-пермяцкими и русскими в сев. Прикамье. Как и у юж. коми-пермяков, в похоронном обряде язьвинские пермяки вывешивают на стену избы одежду умершего на 40 дней. Сохраняется обычай высаживать на могилах деревья хвойных пород. Наряду со свадебным обрядом со сватовством в сер. 20 в. широко был распространен обычай увода невесты крадом. Из праздников своеобразной была встреча сарчика (трясогузки), приуроченная к Николину дню 22 мая. Среди коми-язьвинцев распространены предания о появлении деревень, о древнем народе чуди, о богатырях, сказки, былички. Богат малый жанр фольклора. Поэтическое творчество в большей степени русскоязычное.