• Вопросы и объявления дисциплины

    По данной дисциплине отметка "зачтено" выставляется, когда каждое из заданий зачтено (отметка 0,5 и выше), а итоговое среднее значение за все задания превышает 60%.

  • Раздел III. Наука как социальный институт

    Формы коммуникаций исследователей: личное и опосредованное общение. Научные конференции: виды (конференции, семинары, школы и т.д.) и уровни (международные, всероссийские, региональные и т.д.). Основные варианты представления сообщений: устные пленарные и секционные доклады, стендовые доклады, дистанционное и заочное участие. Публикация как форма обнародования: монография (индивидуальная и коллективная), статья в научном журнале, статья в сборнике докладов (материалов, трудов) конференции; тезисы доклада, препринт. Научные журналы: специализированные и мультидисциплинарные; рецензируемые и нерецензируемые. Журналы перечня (списка) ВАК. Реферативный журнал; реферируемые и не реферируемые журналы. Современные системы индексации публикаций (WoS, Scopus, РИНЦ и др.). Импакт-фактор журнала. Публикационная активность исследователя и способы её оценки: число публикаций, число цитирований, индекс Хирша и т.д.; проблема самоцитирования и цитирования соавторами. Критика наукометрических показателей публикационной активности исследователя. Оплата издательских расходов и доступность публикаций для других исследователей.

    Этика исследователя: сотрудничество и соавторство (в том числе - порядок авторов), соперничество; проблема приоритета, цитирование, замалчивание и плагиат. Системы антиплагиата; сообщество "Диссернет". Благодарности. Критика концепций других исследователей. Нормы и контрнормы современной науки.

    Взаимодействие науки и высшей школы, а также науки с другими компонентами системы образования. Взаимодействие науки и общества. Необходимость науки для конкретного общества и стоимость её содержания. Язык науки и его формализация; логическое определение понятий; визуализация результатов. Популяризация научных знаний. Этика учёного по отношению к обществу. Наука и прогресс в связи с его влиянием на общество.

Раздел II. История становления науки и современностьРаздел IV. Организация научного исследования