Тематический план

  • Раздел I. Наука как особый тип познания

    Представления о четырёх типах познания: животном, практическом, мировоззренческом и научном; особенности целей, языка и методов этих типов познания; соотношение в них между верой и сомнением; вопрос результата познания и истины. Отношение к логике и двоемыслие в мировоззренческом познании. Аксиомы и догмы в мировоззренческом и научном познании: сходства и различия. Мировоззрение как опора науки.

    Прикладные (практические) и фундаментальные (теоретические) исследования: цель, результаты и значимость каждого типа.

    Мейнстрим и маргинальные течения в науке; проблема смены их в историческом аспекте. Девиантная наука: квазинаука, лженаука, паранаука, экстранаука.

    Файл: 1Задания: 3Гиперссылка: 1
  • Раздел II. Наука как социальный институт

    Исследования донаучного периода (в том числе - периода преднауки). Эпоха зарождения наук. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Дифференциация научных дисциплин: причины и следствия. Научная интеграция: междисциплинарные исследования, пограничные науки и стыковые области знания.

    Формы организации науки в историческом аспекте и становление учёного. Современное состояние науки: малая (отдельные учёные, малые исследовательские группы - постоянные (лаборатория, кафедра) и временные), средняя (научные школы (региональные, национальные и международные), исследовательские институты, научные направления) и большая (национальные академии, международные научные центры, дисциплинарные сообщества и научное сообщество в целом).

    Формы коммуникаций исследователей: личное и опосредованное общение. Научные конференции: виды (конференции, семинары, школы и т.д.) и уровни (международные, всероссийские, региональные и т.д.). Основные варианты представления сообщений: устные пленарные и секционные доклады, стендовые доклады, заочное участие. Публикация как форма обнародования: монографии (индивидуальные и коллективные), статья в научном журнале, статья в сборнике докладов (материалов, трудов) конференции, тезисы доклада, препринт. Научные журналы: специализированные и мультидисциплинарные; рецензируемые и нерецензируемые. Журналы перечня ВАК. Реферативный журнал и реферируемые журналы. Современные системы индексации публикаций (WoS, Scopus, РИНЦ и др.). Импакт-фактор журнала.Публикационная активность исследователя и способы её оценки: число публикаций, число цитирований, индекс Хирша и т.д.; проблема самоцитирования и цитирования соавторами. Критика наукометрических показателей публикационной активности исследователя. Оплата издательских расходов и доступность публикаций для других исследователей.

    Этика исследователя: сотрудничество и соавторство (в том числе - порядок авторов), соперничество; проблема приоритета, цитирование, замалчивание и плагиат. Системы антиплагиата; сообщество "Диссернет". Благодарности. Критика концепций других исследователей. Нормы и контрнормы современной науки.

    Взаимодействие науки и высшей школы, а также с другими компонентами системы образования. Система современных учёных степеней: кандидат и доктор наук; почётный доктор. Основные иностранные степени: лиценциат, бакалавр, магистр, доктор философии (Ph.D.), хабилитированный доктор (Dr. habil.). Система современных учёных званий: доцент, профессор РАН, профессор ВАК. Эмерит. Почётные учёные звания: член-корреспондент и академик АН. Основные должности исследователя в отечественном научном учреждении: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник и главный научный сотрудник, - и их зарубежные аналоги. Организация работы научно-исследовательской лаборатории. Основные должности работников высшей школы: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. Организация деятельности кафедры вуза.

    Взаимодействие науки и общества. Необходимость науки для конкретного общества и стоимость её содержания. Язык науки и его формализация; логическое определение понятий; визуализация результатов. Популяризация научных знаний. Этика учёного по отношению к обществу. Наука и прогресс в связи с его влиянием на общество.

    Гиперссылки: 6Задания: 12