Тематический план

  • Раздел I. Наука как особый тип познания

    Представления о четырёх типах познания: животном, практическом, мировоззренческом и научном; особенности целей, языка и методов этих типов познания; соотношение в них между верой и сомнением; вопрос результата познания и истины. Отношение к логике и двоемыслие в мировоззренческом познании. Аксиомы и догмы в мировоззренческом и научном познании: сходства и различия. Мировоззрение как опора науки.

    Прикладные (практические) и фундаментальные (теоретические) исследования: цель, результаты и значимость каждого типа.

    Мейнстрим и маргинальные течения в науке; проблема смены их в историческом аспекте. Девиантная наука: квазинаука, лженаука, паранаука, экстранаука.

    Файл: 1Задания: 3Гиперссылка: 1
  • Раздел II. Наука как социальный институт

    Исследования донаучного периода (в том числе - периода преднауки). Эпоха зарождения наук. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Дифференциация научных дисциплин: причины и следствия. Научная интеграция: междисциплинарные исследования, пограничные науки и стыковые области знания.

    Формы организации науки в историческом аспекте и становление учёного. Современное состояние науки: малая (отдельные учёные, малые исследовательские группы - постоянные (лаборатория, кафедра) и временные), средняя (научные школы (региональные, национальные и международные), исследовательские институты, научные направления) и большая (национальные академии, международные научные центры, дисциплинарные сообщества и научное сообщество в целом).

    Формы коммуникаций исследователей: личное и опосредованное общение. Научные конференции: виды (конференции, семинары, школы и т.д.) и уровни (международные, всероссийские, региональные и т.д.). Основные варианты представления сообщений: устные пленарные и секционные доклады, стендовые доклады, заочное участие. Публикация как форма обнародования: монографии (индивидуальные и коллективные), статья в научном журнале, статья в сборнике докладов (материалов, трудов) конференции, тезисы доклада, препринт. Научные журналы: специализированные и мультидисциплинарные; рецензируемые и нерецензируемые. Журналы перечня ВАК. Реферативный журнал и реферируемые журналы. Современные системы индексации публикаций (WoS, Scopus, РИНЦ и др.). Импакт-фактор журнала.Публикационная активность исследователя и способы её оценки: число публикаций, число цитирований, индекс Хирша и т.д.; проблема самоцитирования и цитирования соавторами. Критика наукометрических показателей публикационной активности исследователя. Оплата издательских расходов и доступность публикаций для других исследователей.

    Этика исследователя: сотрудничество и соавторство (в том числе - порядок авторов), соперничество; проблема приоритета, цитирование, замалчивание и плагиат. Системы антиплагиата; сообщество "Диссернет". Благодарности. Критика концепций других исследователей. Нормы и контрнормы современной науки.

    Взаимодействие науки и высшей школы, а также с другими компонентами системы образования. Система современных учёных степеней: кандидат и доктор наук; почётный доктор. Основные иностранные степени: лиценциат, бакалавр, магистр, доктор философии (Ph.D.), хабилитированный доктор (Dr. habil.). Система современных учёных званий: доцент, профессор РАН, профессор ВАК. Эмерит. Почётные учёные звания: член-корреспондент и академик АН. Основные должности исследователя в отечественном научном учреждении: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник и главный научный сотрудник, - и их зарубежные аналоги. Организация работы научно-исследовательской лаборатории. Основные должности работников высшей школы: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. Организация деятельности кафедры вуза.

    Взаимодействие науки и общества. Необходимость науки для конкретного общества и стоимость её содержания. Язык науки и его формализация; логическое определение понятий; визуализация результатов. Популяризация научных знаний. Этика учёного по отношению к обществу. Наука и прогресс в связи с его влиянием на общество.

    Гиперссылки: 6Задания: 12
  • Раздел III. Организация научного исследования

    Проблема выбора темы исследования. Предварительный сбор материала. Инсайт. Выдвижение рабочей гипотезы. Важнейшие требования к научной гипотезе; верификация и фальсификация; другие способы проверки научности. Определение целевых показателей, свидетельствующих о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы. Формулирование цели исследования и её конкретизация задачами. Изучение существующих научных данных по выбранной теме; отбор нужных данных и проблема необходимости такого изучения. Определение методологии исследования: выбор подходов, методов и конкретных методик; адаптация методик под конкретное исследование. Составление программы исследования и его календарного плана; смета затрат на исследование. Получение фактических данных: полевой этап и камеральная обработка. Оценка достоверности полученных результатов; статистические методы и их место в оценке достоверности. Обсуждение полученных данных и сравнение их с уже имеющимися. Оценка степени соответствия результатов с целевыми показателями. Формулировка выводов по исследованию. Оформление результатов исследования и их обнародование.

    Получение финансирование исследования: важнейшие отечественные госпрограммы и грантодатели в области экологии; зарубежные фонды и программы.

    Нормоконтроль. Действующие отечественные стандарты оформления результатов научных исследований: диссертаций и отчётов. Стандарты оформления списков опубликованных источников. Локальные требования заказчиков исследований. Правила оформления материалов, подаваемых в периодические и непериодические научные издания. Требования к стилю публикаций; важнейшие черты научного стиля. Базовые правила построения устного доклада и оформления стендового; презентация материалов доклада как способ их визуализации (бумажные плакаты и электронные презентации - положительные и отрицательные черты каждого варианта). Требования к речи докладчика, манере держаться и внешнему виду.


    Файл: 1Задания: 9Гиперссылка: 1