Тематический план

  • Вопросы и объявления дисциплины

    По данной дисциплине отметка "зачтено" выставляется, когда каждое из заданий зачтено (отметка 0,5 и выше), а итоговое среднее значение за все задания превышает 60%.

  • Вспомогательные материалы дисциплины

    Нормативные документы, а также материалы (файлы и ссылки), которые, на мой взгляд, могут способствовать освоению дисциплины.

    Файлы: 4Гиперссылки: 4
  • Раздел I. Общие вопросы методологии научной деятельности

    Общее представление о науке. Представление о четырёх типах познания – животном, практическом, мировоззренческом и научном: особенности целей, языка и методов этих типов познания; соотношение в них между верой и сомнением; результат познания и истина; аксиомы и догмы в мировоззренческом и научном познании; отношение к логике и двоемыслие в мировоззренческом познании. Мировоззрение как опора науки. Прикладные (практические) и фундаментальные (теоретические) исследования: цель, результаты и значимость каждого типа.

    История науки: исследования донаучного периода, в том числе – периода преднауки; эпоха зарождения наук; классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Дифференциация научных дисциплин: причины и следствия. Научная интеграция: междисциплинарные исследования, пограничные науки и стыковые области знания.

    Современное состояние науки; классификация наук. Мейнстрим и маргинальные течения в науке; проблема смены их в историческом аспекте. Девиантная наука: квазинаука, лженаука, паранаука, экстранаука.

    Формы организации науки: малая (отдельные учёные, малые исследовательские группы – постоянные (лаборатория, кафедра) и временные), средняя (научные школы, исследовательские институты и центры) и большая (национальные академии, дисциплинарные сообщества и научное сообщество в целом) наука. Система должностей сотрудников высших учебных заведений (ассистент, преподаватель, доцент, профессор) и научно-исследовательских организаций (младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник и главный научный сотрудник). Структура кафедры университета и исследовательской лаборатории; организация их деятельности. Система отечественных учёных степеней: кандидат и доктор наук; почётный доктор; процедура их получения. Основные иностранные учёные степени: доктор философии (Ph. D.), хабилитированный доктор (Dr. habil.). Система российских учёных званий: доцент, профессор РАН, профессор; процедура их получения; эмерит. Почётные учёные звания: член-корреспондент и действительный член академии наук (академик); условия их получения.

    Файлы: 3Гиперссылки: 2Задания: 10
  • Раздел II. Элементы научного поиска

    Общее представление о гносеологии и эпистемологии. Основные проблемы (истины и метода), понятия (знание, познание, сознание, чувство, разум, рассудок и истина) эпистемологии. Основной гносеологический вопрос и варианты ответов на него (гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм и солипсизм). История и современное состояние эпистемологии: зарождение и развитие классической эпистемологии (античность, средние века и Новое время), неклассическая и постнеклассическая эпистемология. Проблемы научности гипотезы: бритва Оккама, фальсифицируемость и верификация. Требования к научной гипотезе.

    Организация научного исследования. Фаза проектирования: концептуальная стадия (этапы выявления противоречий, формулирования проблемы, определения целей и выбора критериев), стадия моделирования (этап построения моделей; оптимизация моделей в ходе исследования), стадия конструирования исследования (этапы декомпозиции и построения программы исследования) и стадия технологической подготовки исследования. Технологическая фаза: стадия реализации модели (этапы теоретический и эмпирический) и стадия оформления результатов (этапы апробации результатов и написания публикаций). Рефлексивная фаза; авторефлексия как неотъемлемая часть каждой фазы, стадии и этапа работы.

    История и современное состояние логики. Основные понятия и законы логики; индукция, дедукция и трансдукция. Силлогистика.

    История и современное состояние герменевтики. Основной вопрос и базовые понятия герменевтики.

    Файл: 1Гиперссылки: 7Задания: 3
  • Раздел III. Коммуникация исследователей

    Формы коммуникации исследователей: личное и опосредованное общение. Научные конференции и основные варианты представления сообщений. Виды публикаций и системы их индексации; способы оценки уровня журнала; проблема свободного доступа к публикациям. Показатели публикационной активности исследователя.

    Этика научной деятельности: этические принципы проведения исследований, этика взаимоотношений между исследователями, этика исследователя по отношению к обществу. Нормы и контрнормы науки.

    Взаимодействие науки с обществом и системой образования. Финансирование науки. Язык науки и проблема популяризации научных знаний. Наука и прогресс.

    Гиперссылки: 4Задания: 4