Тематический план

  • Входящее анкетирование

    Анонимная анкета для определения уровня знаний и умений обучающихся и их ожиданий от изучения настоящей дисциплины.

  • Раздел I. Введение в дисциплину

    Биологический мониторинг как составляющая экологического мониторинга. Возможности, преимущества и недостатки оценки состояния окружающей природной среды по абиотическим и биотическим показателям. Основные задачи, направления и приоритетные объекты биомониторинга. Нормативная база биологического мониторинга и тенденции ее развития.

    Биологические индикация и тестирование как составляющие части биологического мониторинга. Биоиндикаторы и тест-объекты, критерии их выбора и оценки состояния. Техническое обеспечение биологического мониторинга. Пробоотбор. Камеральная обработка материала. Основные статистические и математические методы анализа результатов биологического мониторинга. Обработка и интерпретация результатов биологической оценки состояния окружающей среды.

    Особенности организации комплексного биомониторинга на объектах разного типа.

    Биологический мониторинг человеческих популяций на уровне генотипа: современное состояние, перспективы и опасности.

    Задание: 1
  • Раздел II. Биоиндикация: Мониторинг на уровне экосистемы

    Сезонные ритмы живой природы. Фенологические наблюдения как составляющая часть биоиндикации. Фенологический год и его составляющие (сезоны и субсезоны). Проблема выделения границ субсезонов. Программа фенологических наблюдений для таёжной зоны Республики Коми; выбор фенологических объектов. Способы выявления дат наступления фенологических явлений во флоре и фауне. Требования к маршруту проведения фенологических наблюдений. Вычисление среднемноголетних значений дат наступления фенологических явлений. Фенологические интервалы и их использование. Фенологический календарь и его прогностическая ценность. Фенологические тренды и климат.

    Оценка состояния водоёма и водотока по трофности и сапробности.

    Задания: 2
  • Раздел III. Биоиндикация: Мониторинг на уровне сообщества

    Способы оценки общего состояния среды по структуре, составу, количественным и качественным показателям растительных сообществ. Определение экологических условий сообщества по экологическим шкалам. Выявление изменений условий среды при антропогенном прессе.

    Оценка состояния водных объектов по животному населению и альгоценозам.

    Фауна почвы как показатель её состояния; почвенные альгоценозы как биоиндикатор.

    Оценка состояния воздушной среды по составу и проективному покрытию сообществ лишайников.

    Использование математического аппарата для сравнения состояния среды в разных точках и его динамики на одной точке наблюдения.

    Задания: 7
  • Раздел II. Биоиндикация: Мониторинг на уровне популяции

    Использование фенотипических показателей особей внутри популяций растений и животных для индикации общего состояния среды.

    Биологический мониторинг состояния ценотических популяций растений по возрастным и онтогенетическим состояниям. Построение индивидуальных, характерных и базовых возрастных и онтогенетических спектров. Расчёт индексов экологического состояния ценотической популяции: возрастного, возобновления, замещения, старения, эффективности и т. д. Построение большой волны развития ценопопуляции. Онтогенез растения и его поливариантность; влияние среды на выбор варианта развития растений. Прогностическая ценность изучения ценотических популяций индикаторных видов.

    Задания: 3
  • Раздел IV. Биоиндикация: Мониторинг на уровне организма

    Наличие и отсутствие отдельных организмов как индикатор состояния окружающей среды. Использование показателей угнетённости и стерильности организмов в качестве показателей напряжённости.

    Жизненные формы растений как интегральный показатель состояния окружающей среды. Существующие и оптимальные для биологического мониторинга системы жизненных форм. Базовые, экологические, онтогенетические и фенологические жизненные формы как компоненты общевидовой жизненной формы. Онтоморфогенез и сезонный цикл как динамические смены частных жизненных форм; отклонения от типичного хода этих процессов как показатель воздействия среды.

    Использование отдельных аспектов строения организмов в популяции для оценки состояния среды. Оценка состояния среды по асимметрии растительных и животных организмов: макро- и микроморфологический уровень.

    Использование ферментной активности почвы для оценки её экологического состояния: каталазная, уреазная и т. д. Дыхание почвы как показатель её состояния.

    Задания: 10
  • Раздел V. Биотестирование

    Тест-системы для комплексной оценки состояния окружающей среды.

    Трансплантация лишайников как метод оценки состояния воздушной среды.

    Использование почвенных водорослей и сосудистых растений в качестве биотестеров для оценки состояния почвы.

    Использование разнообразных организмов как биотестеров для оценки качества воды: простейшие, ракообразные, водоросли и растения; особенности применения микроорганизмов-биотестеров.

    Allium-тест и Vicia-тест как многокомпонентные способы биотестирования: морфологический, морфометрический и генетический уровни анализа.

    Задания: 3
  • Исходящее анкетирование

    Анонимная анкета для определения удовлетворённости обучающихся в их ожиданиях от изучения настоящей дисциплины.

    Ограничено Недоступно, пока не выполнено: Вы получили необходимую оценку за Итоговая оценка за курс