Тематический план

  • Вопросы и объявления дисциплины

    По данной дисциплине отметка "зачтено" выставляется, когда каждое из заданий зачтено (отметка 0,5 и выше), а итоговое среднее значение за все задания превышает 60%.

  • Раздел I. Общие представления о науке

    Представления о четырёх типах познания: животном, практическом, мировоззренческом и научном; особенности целей, языка и методов этих типов познания; соотношение в них между верой и сомнением; вопрос результата познания и истины. Аксиомы и догмы в мировоззренческом и научном познании: сходства и различия; отношение к логике и двоемыслие в мировоззренческом познании. Мировоззрение как опора науки.

    Прикладные (практические) и фундаментальные (теоретические) исследования: цель, результаты и значимость каждого типа.

    Мейнстрим и маргинальные течения в науке; проблема смены их в историческом аспекте. Девиантная наука: квазинаука, лженаука, паранаука, экстранаука.

    Файлы: 2Задания: 12Гиперссылки: 2
  • Раздел II. История становления науки и современность

    Исследования донаучного периода (в том числе - периода преднауки). Эпоха зарождения наук. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Дифференциация научных дисциплин: причины и следствия. Научная интеграция: междисциплинарные исследования, пограничные науки и стыковые области знания. Современное состояние науки; классификация наук.

    Формы организации науки в историческом аспекте и становление учёного. Современное состояние науки: малая (отдельные учёные, малые исследовательские группы - постоянные (лаборатория, кафедра) и временные), средняя (научные школы (региональные, национальные и международные), исследовательские институты, научные направления) и большая (национальные академии, международные научные центры, дисциплинарные сообщества и научное сообщество в целом).

    Система российских учёных степеней: кандидат и доктор наук; почётный доктор; процедура их получения. Основные иностранные степени: доктор философии (Ph.D.), хабилитированный доктор (Dr. habil.). Система российских учёных званий: доцент, профессор РАН, профессор ВАК; процедура их получения; эмерит. Почётные учёные звания: член-корреспондент и действительный член академии наук (академик); процедура их получения. Основные должности работников высшей школы: ассистент, преподаватель, доцент, профессор, – и их зарубежные аналоги. Основные должности исследователя в российском научном учреждении: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник и главный научный сотрудник, – и их зарубежные аналоги. Организация работы научно-исследовательской лаборатории и кафедры вуза.


    Гиперссылки: 2Файлы: 2Задания: 12
  • Раздел III. Наука как социальный институт

    Формы коммуникаций исследователей: личное и опосредованное общение. Научные конференции: виды (конференции, семинары, школы и т.д.) и уровни (международные, всероссийские, региональные и т.д.). Основные варианты представления сообщений: устные пленарные и секционные доклады, стендовые доклады, дистанционное и заочное участие. Публикация как форма обнародования: монография (индивидуальная и коллективная), статья в научном журнале, статья в сборнике докладов (материалов, трудов) конференции; тезисы доклада, препринт. Научные журналы: специализированные и мультидисциплинарные; рецензируемые и нерецензируемые. Журналы перечня (списка) ВАК. Реферативный журнал; реферируемые и не реферируемые журналы. Современные системы индексации публикаций (WoS, Scopus, РИНЦ и др.). Импакт-фактор журнала. Публикационная активность исследователя и способы её оценки: число публикаций, число цитирований, индекс Хирша и т.д.; проблема самоцитирования и цитирования соавторами. Критика наукометрических показателей публикационной активности исследователя. Оплата издательских расходов и доступность публикаций для других исследователей.

    Этика исследователя: сотрудничество и соавторство (в том числе - порядок авторов), соперничество; проблема приоритета, цитирование, замалчивание и плагиат. Системы антиплагиата; сообщество "Диссернет". Благодарности. Критика концепций других исследователей. Нормы и контрнормы современной науки.

    Взаимодействие науки и высшей школы, а также науки с другими компонентами системы образования. Взаимодействие науки и общества. Необходимость науки для конкретного общества и стоимость её содержания. Язык науки и его формализация; логическое определение понятий; визуализация результатов. Популяризация научных знаний. Этика учёного по отношению к обществу. Наука и прогресс в связи с его влиянием на общество.

    Гиперссылки: 14Задания: 20
  • Раздел IV. Организация научного исследования

    Проблема выбора темы исследования: предварительный сбор и анализ материала внутри и вне конкретной области; инсайт. Выдвижение рабочей гипотезы. Важнейшие требования к научной гипотезе; верификация и фальсификация; другие способы проверки научности. Определение целевых показателей, свидетельствующих о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы. Формулирование цели исследования и её конкретизация задачами; требования к объёму цели, достаточности и необходимости задач. Связь темы и рабочей гипотезы исследования с его целями и задачами. Изучение существующих научных данных по выбранной теме; отбор нужных данных и проблема необходимости такого изучения. Изменение гипотезы и целевых параметров её оценки при анализе собранных данных. Определение методологии исследования: выбор подходов, методов и конкретных методик; адаптация методик под конкретное исследование. Составление программы исследования и его календарного плана; смета затрат на исследование. Получение фактических данных: полевой этап и камеральная обработка. Оценка достоверности полученных результатов; статистические методы и их место в оценке достоверности. Обсуждение полученных данных и сравнение их с уже имеющимися. Оценка степени соответствия результатов целевым показателям. Формулировка выводов по исследованию. Оформление результатов исследования и их обнародование. Рефлексия и саморефлексия хода и результатов исследования.

    Нормоконтроль. Действующие отечественные стандарты оформления результатов научных исследований: диссертаций и отчётов. Стандарты оформления списков опубликованных источников. Локальные требования заказчиков исследований. Правила оформления материалов, подаваемых в периодические и непериодические научные издания. Требования к стилю публикаций; важнейшие черты научного стиля. Базовые правила построения устного доклада и оформления стендового; презентация материалов доклада как способ их визуализации (бумажные плакаты и электронные презентации - положительные и отрицательные черты каждого варианта). Требования к речи докладчика, манере держаться и внешнему виду.

    Получение финансирование исследования: важнейшие отечественные госпрограммы и грантодатели в области экологии; зарубежные фонды и программы.


    Гиперссылки: 4Задания: 22Форумы: 2