• Вопросы и объявления дисциплины

    По данной дисциплине отметка "зачтено" выставляется, когда каждое из заданий зачтено (отметка 0,5 и выше), а итоговое среднее значение за все задания превышает 60%.

  • Раздел II. Элементы научного поиска

    Общее представление о гносеологии и эпистемологии. Основные проблемы (истины и метода), понятия (знание, познание, сознание, чувство, разум, рассудок и истина) эпистемологии. Основной гносеологический вопрос и варианты ответов на него (гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм и солипсизм). История и современное состояние эпистемологии: зарождение и развитие классической эпистемологии (античность, средние века и Новое время), неклассическая и постнеклассическая эпистемология. Проблемы научности гипотезы: бритва Оккама, фальсифицируемость и верификация. Требования к научной гипотезе.

    Организация научного исследования. Фаза проектирования: концептуальная стадия (этапы выявления противоречий, формулирования проблемы, определения целей и выбора критериев), стадия моделирования (этап построения моделей; оптимизация моделей в ходе исследования), стадия конструирования исследования (этапы декомпозиции и построения программы исследования) и стадия технологической подготовки исследования. Технологическая фаза: стадия реализации модели (этапы теоретический и эмпирический) и стадия оформления результатов (этапы апробации результатов и написания публикаций). Рефлексивная фаза; авторефлексия как неотъемлемая часть каждой фазы, стадии и этапа работы.

    История и современное состояние логики. Основные понятия и законы логики; индукция, дедукция и трансдукция. Силлогистика.

    История и современное состояние герменевтики. Основной вопрос и базовые понятия герменевтики.

Раздел I. Общие вопросы методологии научной деятельностиРаздел III. Коммуникация исследователей