Тематический план

  • Входящее анкетирование

    Анонимная анкета для определения уровня знаний и умений обучающихся и их ожиданий от изучения настоящей дисциплины.


    Обратная связь: 1
  • Раздел I. Введение в дисциплину

    Феномен биоразнообразия, богатство видов и факторы его формирования. Понятие биоразнообразия и его трактовка. Современные представления о биологическом разнообразии.

    Современные направления исследований по оценке, сохранению биологического разнообразия и практические действия международного сообщества. Международные программы изучения биоразнообразия, национальные стратегии.

    Национальная стратегия России и план действий по сохранению биоразнообразия.

    Концепция системного подхода к изучению организации живого. Уровни биологических систем: особь – популяция – сообщество. Представление о взаимосвязанности и взаимодействии живых систем разных уровней. Основные положения общей теории систем и их приложение к изучению биоразнообразия (работы Богданова, Берталанфи и Тахтаджяна).

    Генетическое разнообразие. Вид как универсальная единица учёта биоразнообразия. Видовое разнообразие. Экосистемное разнообразие.

    Гиперссылки: 4Задания: 4
  • Раздел II. Инвентаризация биоразнообразия

    Инвентаризационное биоразнообразие. Вклад различных групп организмов в общее биоразнообразие. Представление о типологическом (структурном) разнообразии (разнообразие жизненных форм, экологических и эколого-ценотических групп, географических и генетических элементов и т. д.). Центры таксономического разнообразия. Видовое богатство мира и России.

    Биоразнообразие, созданное человеком. Работы Вавилова по выявлению и инвентаризации разнообразия культурных организмов и их предков. Потенциальное и реальное биоразнообразие.

    Работы Уиттекера по оценке биоразнообразия. Альфа-разнообразие – разнообразие видов внутри местообитания, или одного сообщества. Показатели видового богатства и видовой насыщенности. Бета-разнообразие – разнообразие видов и сообществ по градиентам среды. Гамма-разнообразие – разнообразие видов и сообществ в ландшафте, в регионах биома. Дельта-разнообразие, как разнообразие природных зон. Другие типы биоразнообразия; внутривидовое разнообразие популяций.

    Особенности биологического разнообразия островов и горных территорий.

    Файл: 1Гиперссылка: 1Задания: 3
  • Раздел III. Методы оценки биоразнообразия

    Биогеографические подходы к оценке биоразнообразия. Методы анализа видового и типологического разнообразия на локальном, региональном и глобальном уровнях. Типологическое разнообразие и методы его изучения (спектры эколого-ценотических групп видов, жизненных форм, типов ценопопуляций). Индикаторные и ключевые виды при изучении и оценке биоразнообразия. Математические и статистические методы оценки (методы ординации, кластерный анализ, дендрит и т. д.). Основные индексы и показатели биоразнообразия, применяемые в современных исследованиях (индексы Шеннона, Маргалефа, Уиттекера и т. д.).

    Программные продукты для расчёта количественных показателей биоразнообразия и управления базами данных.


    Задания: 12Файлы: 6Гиперссылка: 1
  • Раздел IV. География биоразнообразия

    Факторы формирования биоразнообразия. Природные факторы формирования биоразнообразия: абиотические и биотические. Исторические факторы. Глобальные изменения окружающей среды и динамика биоразнообразия. Антропогенные факторы воздействия на процессы формирования и поддержания биоразнообразия. Инвазии чужеродных видов как фактор потери биоразнообразия. Синантропизация живой оболочки планеты.

    Изменение биоразнообразия в пространстве. Биохорологический подход в оценке биоразнообразия и его сохранения. Различные виды районирования для целей оценки и сохранения биоразнообразия: биогеографическое, экологическое. Выбор опорных единиц учёта и сохранения биоразнообразия: биом, экорегион, биорегион.

    Ландшафтный уровень изучения разнообразия.

    Картографирование количественных показателей биоразнообразия. Карты количественных оценок разнообразия сосудистых растений мира, наземной фауны мира и отдельных регионов. Картографирование очагов и «центров» видового разнообразия; критерии и способы их выявления. Картографирование экологического разнообразия. Карты разнообразия растительности и животного населения как отражение экологических условий среды. Ландшафтный подход при картографировании разнообразия. Геоинформационное картографирование и использование его технологий в картографировании биоразнообразия.


    Гиперссылки: 2Задания: 2
  • Раздел V. Мониторинг биоразнообразия

    Научное обеспечение мониторинга и сохранения биоразнообразия.

    Мониторинг как система получения информации о состоянии биоразнообразия во всех его проявлениях с целью оценки его изменения. Мониторинг биоразнообразия как составная часть экологического мониторинга. Мониторинг биоразнообразия, созданного человеком. Мониторинг чужеродных видов. Мониторинг биоразнообразия в промышленных и урбанизированных районах.

    Основные тенденции изменения биоразнообразия.

    Гиперссылки: 3Задания: 3
  • Исходящее анкетирование

    Анонимная анкета для определения удовлетворённости обучающихся в их ожиданиях от изучения настоящей дисциплины.


    Ограничено Недоступно, пока не выполнено: Вы получили необходимую оценку за Итоговая оценка за курс