Вопросы и объявления
- Объявления, вопросы и ответы по прохождению дисциплины.
Освоение региона человеком: древнейшие известные стоянки, расселение и типы человека каменного, бронзового и железного века, раннего и развитого средневековья; вселение и распространение в регионе коми, ненцев и русских и их современное расселение. Изменение административно-территориального деления территории с момента установления здесь власти Новгородской республики до настоящего времени, включая внутрирегиональное деление. Плотность и численность населения, включая численность коми, ненцев и русских, а также динамика численности в региона в целом и в его отдельных районах; динамика численности и полного национального состава на примере отдельного населённого пункта.
Добывающая промышленность: основные виды добываемых ресурсов, районы и конкретные места их добычи; важнейшие добывающие предприятия, их современное состояние и связанные с ними в регионе социально-экологические проблемы. Лесное хозяйство: основные районы лесозаготовок, динамика лесосеки и важнейшие экологические последствия вырубок. Сельское хозяйство, рыболовство и охотничье хозяйство: распространение отдельных отраслей и основные экологические проблемы: деградация оленьих пастбищ и их изъятие под промышленные нужды, преднамеренный и случайный занос чужеродных таксонов, чрезмерный лов рыбы и добыча зверя и птицы.
Обрабатывающая промышленность: основные развитые в регионе отрасли и места их локализации; важнейшие предприятия и их состояние; социально-экологические проблемы, связанные с отдельными предприятиями в регионе; краткое описание предприятий высоких степеней переработки, а также предприятий нематериального производства.
Предприятия энергетики: их локализация в регионе и экологические последствия их деятельности.
Транспортная система региона: железные дороги, включая узкоколейные: история, современное состояние и влияние на окружающую среду; автомобильные дороги с различным типом покрытия, включая зимники: история, современное состояние и влияние на окружающую среду; речной и морской транспорт: общая характеристика и влияние на окружающую среду; авиационный транспорт: общая характеристика и влияние на окружающую среду; трубопроводная система и линии электропередач: общая характеристика и влияние на окружающую среду.
Современное состояние отдельных компонентов окружающей среды, включая атмосферу и поверхностные воды, а также десятилетняя динамика основных видов загрязнения в них в регионе в целом и в его важнейших точках. Проблема обращения с отходами разных типов, включая конкретные примеры такового в регионе.
Особо охраняемые природные территории региона - заповедники, национальные парки, комплексные (ландшафтные) и специализированные (болотные, ботанические, зоологические и т.д.) заказники, памятники природы регионального значения: распределение по территории, количественные показатели, основные причины создания и важнейшие особенности; краткое описание одной особо охраняемой природной территории. Динамика числа особо охраняемых природных территорий за десятилетний период; проблема организации системы особо охраняемых природных территорий как целостной совокупности площадных и линейных элементов.
Создайте и прикрепите здесь карты, на которых покажите этапы заселения Северо-Востока Европейской России, включая известные памятники каменного, бронзового и железного веков, эпохи раннего и развитого средневековья, а также последовательность расселения коми, ненцев и русских.
Напишите и прикрепите здесь доклад в виде постера (оптимальный формат
файла - .jpg; допустимый - .pdf; размер А0 или А1), где расскажите о существовавшей на территории Северо-Востока
Европейской России археологической культуре, становлении и / или расселении здесь отдельного этноса или внутриэтнической группы. Просмотрите и оцените доклады своих сокурсников.
Создайте и прикрепите здесь карту, на которой покажите расположение лагерей и вспомогательных пунктов ГУЛАГа на территории Северо-Востока Европейской России; в легенде приведите ориентировочные числа прошедших через лагерь людей и сроки его существования.
Создайте и прикрепите здесь карты, на которых покажите границы отдельных административных регионов Северо-Востока Европейской России, начиная с установления власти над территорией Новгородской республики. На картах XIX-XXI веков укажите внутрирегиональное административное деление.
Создайте и прикрепите здесь карты, на которых для территории Северо-Востока Европейской России покажите: (1) плотность населения по отдельным административным образованиям; (2) общую численность населения по отдельным административным образованиям; (3) численность трёх важнейших народов (коми, ненцев и русских) по отдельным административным образованиям (отдельно выделите субэтносы и исторически сложившиеся группы).
Вторую карту сопроводите графиками, продемонстрировав на них динамику общей численности населения отдельных населённых пунктов и круговыми диаграммами, демонстрирующими соотношение в них представителей разных этносов по данным последней переписи населения.
Напишите и прикрепите здесь доклад в виде постера (оптимальный формат
файла - .jpg; допустимый - .pdf; размер А0 или А1), где расскажите об одном из населённых пунктов на территории Северо-Востока
Европейской России, включая его историю и современное состояние; основной акцент сделайте на состоянии окружающей среды местности, включая имеющиеся проблемы и позитивные решения.
Просмотрите и оцените доклады своих сокурсников.
Создайте и прикрепите здесь карту (карты) размещения мест добычи рудных и нерудных (в том числе - углеводородных) полезных ископаемых на территории Северо-Востока Европейской России (оптимально - районами); отметьте среди них важнейшие отдельные действующие и закрытые (в том числе - законсервированные) месторождения.
Напишите и представьте здесь реферат на тему, обозначенную выше, где перечислите и опишите места добычи полезных ископаемых на территории Северо-Востока Европейской России, распределив их по группам и указав, в том числе, их принадлежность тому или иному хозяйствующему субъекту. При описании двигайтесь с востока на запад и с севера на юг. Требования к оформлению стандартные для кафедры.
Создайте и прикрепите здесь карту (карты), на которой покажите распространение районов преимущественных отраслей сельского хозяйства (включая отдельные отрасли растениеводства, животноводства и рыболовства) на территории Северо-Востока Европейской России. Укажите места расположения ведущих центров связанной с сельским хозяйством обрабатывающей промышленности региона.
На отдельной карте покажите производственную базу и места переработки продуктов лесного хозяйства.
Создайте и прикрепите здесь карту (карты) расположения центров обрабатывающих отраслей промышленности (кроме отмеченных на картах в заданиях выше) Северо-Востока Европейской России; для крупных населённых пунктов приведите круговые диаграммы соотношения в них этих отраслей (вместе с пищевой и лесной). Отдельно укажите предприятия высоких степеней переработки.
Создайте и прикрепите здесь карту (карты), на которых покажите элементы транспортной системы Северо-Востока Европейской России (включая трубопроводы, но не ограничиваясь ими); укажите, с какими населёнными пунктами связывают межрегиональные транспортные нити.
Ссылки на сайты с государственными докладами о состоянии окружающей среды.
Создайте и прикрепите здесь карту (карты), где покажите загрязнённость атмосферы Северо-Востока Европейской России за последний
отчётный год от стационарных источников. Дополните карту файлом, в котором продемонстрируйте
динамику этих показателей для нескольких важнейших точек региона;
обсудите динамику и текущую ситуацию и сделайте вывод.
Создайте и прикрепите здесь карту (карты), где покажите загрязнённость поверхностных вод Северо-Востока Европейской России за последний отчётный год. Дополните карту файлом, в котором продемонстрируйте динамику этих показателей для нескольких важнейших точек региона; обсудите динамику и текущую ситуацию и сделайте вывод.
Создайте и прикрепите здесь агитационный (мотивирующий) плакат (оптимальный формат
файла - .jpg; допустимый - .pdf; размер может быть любым), демотиватор (мотиватор) или листовку (флаер), на которой или отразите существующую ситуацию с отходами в местности, где Вы живёте, или покажите вариант правильного поведения в какой-либо ситуации, связанной с обращением с отходами. Просмотрите и оцените произведения своих сокурсников.
ИАС «ООПТ России» объединяет в рамках единой информационной системы знания об
особо охраняемых природных территориях различного статуса (федерального,
регионального, местного), с обеспечением доступа специалистов к
редактированию и обновлению данных; обеспечивает ведение кадастра ООПТ и информационное сопровождение и картографическое обеспечение мониторинга ООПТ.
Сайт проекта ПРООН/ГЭФ/ЕС «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора» (2008-2016 гг.).
Создайте и прикрепите здесь карты расположения особо охраняемых природных территорий Северо-Востока Европейской России отдельно по группам: заповедники, национальные парки и комплексные (ландшафтные) заказники; специализированные заказники. В легенде укажите для каждого из этих ООПТ площадь и причину (цель) его создания, а также важнейшие особенности.
Отдельно укажите динамику числа особо охраняемых природных территорий региона за последние 10 лет; приведите названия упразднённых ООПТ и причину упразднения и названия вновь созданных ООПТ и цели создания.
Напишите и прикрепите здесь доклад в виде постера (оптимальный формат
файла - .jpg; допустимый - .pdf; размер А0 или А1), где расскажите об одном памятнике природы, находящемся на территории Северо-Востока
Европейской России.
Просмотрите и оцените доклады своих сокурсников.
Составьте не менее пяти вопросов по данному разделу программы, в том числе:
1) не менее двух вопросов закрытого типа с четырьмя вариантами ответов; ответы приведите в алфавитном порядке, правильный ответ подчеркните;
2) не менее одного вопроса открытого типа, содержащего реальную проблему и требующего приведения пути её решения; для этого используйте действительно существовавшую (существующую, но решаемую в настоящем времени) ситуацию; обязательно приведите решение;
3) не менее одного вопроса на сопоставление одних фактов другим (например, дат и событий, проблем и действий по их решению, людей и организаций, что они создали и т.д.); используйте значимые факты; приведите вопросы и ответы в виде "вопрос-ответ";
4) не менее одного вопроса на воссоздание процесса, то есть требующего указания последовательности произошедших событий; используйте действительно случившуюся последовательность событий; ответ приведите в виде последовательности с указанием номеров стадий в скобках после события.