Вопросы и объявления
- Объявления, вопросы и ответы по прохождению дисциплины.
Общая характеристика природных зон региона: границы, особенности климата и природных (в том числе - ландшафтных) группировок, выделяемые подзоны; подзоны и их описание (границы и особенности климата и природных группировок), выделяемые области и провинции. Зональные и важнейшие азональные типы почв и их характеристика: типичная растительность и почвообразующие породы, морфология почвенного профиля и важнейшие физико-химические особенности почвы; почвы, рекомендуемые к охране, причины и меры, предлагаемые для их сохранения.
Ход фенологического года: сезоны и субсезоны, их маркеры, среднемноголетние сроки начала и длительность в разных районах.
Биофилотическое разнообразие региона, включая краткое описание типичных и наиболее обильных таксонов. Региональные Красные книги: история, типичная структура всей книги и описания отдельного таксона, количественные и важнейшие качественные характеристики современных списков охраняемых и подлежащих биологическому надзору таксонов; краткое описание одного таксона, находящегося в регионе на грани исчезновения. Многообразие естественно редких видов территории и причины их редкости; проблема необходимости их охраны. Эндемичные для региона таксоны: их типология и разнообразие; краткое описание одного эндемичного таксона. Реликты разных эпох, сохранившиеся на территории региона: типология и разнообразие; краткое описание одного реликтового таксона; проблема необходимости и возможности их охраны.
Создайте и прикрепите здесь карту распространения природно-климатических зон и подзон на территории Северо-Востока Европейской России; в легенде охарактеризуйте особенности каждого региона.
Создайте и прикрепите здесь карты, на которых покажите даты наступления отдельных фенологических сезонов и субсезонов года на территории Северо-Востока Европейской России; в легенде не забудьте указать, какие именно фенологические явления взяты как маркеры смены годовых этапов.
Создайте и прикрепите здесь карты распространения ландшафтов на территории Северо-Востока Европейской России, взяв за основу соответствующие карты и их описания 1980 и 1986 годов; в легенде опишите типичные ландшафты, а в конце приведите краткий анализ сходства и различий составленных карт. Наложите на составленные карты границы ландшафтных регионов и в опишите их в легенде.
Составьте и прикрепите здесь таблицу "Разнообразие животного и растительного мира Северо-Востока Европейской России (на примере Республики Коми)" с графами: (1) таксономическая группа; (2) число видов, родов и семейств; (3) типичные представители; (4) число охраняемых в регионе таксонов; (5) особенности группы. Минимальный набор подразделений таблицы (не таксономических групп!): грибы (включая лихенизированные), мохообразные, сосудистые растения, беспозвоночные и позвоночные животные.
Создайте и прикрепите здесь карту распределения растительность на территории Северо-Востока Европейской России, описав в легенде указанные варианты.
Создайте и прикрепите здесь презентацию доклада (формат .pdf), описывающего какое-то растительное сообщество, распространённое на территории Северо-Востока Европейской России (одна ветка - одна презентация - одно сообщество). Просмотрите и оцените доклады своих сокурсников.
Создайте и прикрепите здесь карту распределения почв на территории Северо-Востока Европейской России, нанеся поверх неё схему почвенного районирования. В легенде опишите почвы и охарактеризуйте почвенные регионы.
Отдельно приведите карту распространения почв, рекомендуемых к охране; в легенде для каждой из таких почв укажите причину рекомендации.
Сопровождённый гиперссылками список региональных Красных книг на сайте проекта "Плантариум".
Проведите анализ разных изданий Красных книг административных образований, расположенных в пределах Северо-Востока Европейской России (Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Коми), в рамках которого для каждой группы организмов (грибы (включая лихенизированные), водоросли, мохообразные, сосудистые растения, беспозвоночные животные, позвоночные животные) отдельно по каждой серии изданий Красных книг охарактеризуйте: (1) исходное число охраняемых таксонов и его динамику; (2) число таксонов, для которых охранный статус был повышен или понижен; укажите типичные причины этих изменений; (3) число таксонов, охранный статус которых остался неизменным; (4) число и список таксонов, исключённых из Красной книги, указав типичные причины исключения; (5) число и список таксонов, находящихся под угрозой исчезновения; здесь также укажите типичные причины этого.
Напишите и прикрепите здесь таблицу, в которой охарактеризуйте естественно редкие виды Северо-Востока Европейской России; минимальные графы таблицы: таксон; распространение в пределах региона; причины редкости; подходы к охране.
Напишите и прикрепите здесь доклад в виде постера (оптимальный формат файла - .jpg; допустимый - .pdf; размер A0 или А1), где охарактеризуйте один из находящихся на грани исчезновения видов Северо-Востока Европейской России. Просмотрите и оцените доклады своих однокурсников.
Создайте и прикрепите здесь карту, на которой покажите места обитания и произрастания эндемичных для территории Северо-Востока Европейской России видов; в легенде укажите уровень эндемизма. Постарайтесь обозначить эндемиков одного уровня одинаковыми значками на карте.
Напишите и прикрепите здесь доклад в виде постера (оптимальный формат файла - .jpg; допустимый - .pdf; размер А0 или А1), где расскажите об одном из эндемичных для территории Северо-Востока Европейской России видов. Посмотрите и оцените доклад сокурсников.
Создайте и прикрепите здесь карту (карты), где покажите места обитания и произрастания на территории Северо-Востока Европейской России реликтовых видов. В легенде карты для каждого таксона укажите, реликтом какой эпохи он является (оптимально для реликтов отдельных эпох использовать отдельный тип значка на карте).
Напишите и прикрепите здесь доклад в виде постера (оптимальный формат
файла - .jpg; допустимый - .pdf; размер A0 или А1), где охарактеризуйте
один из реликтовых видов Северо-Востока
Европейской России. Помимо прочего обратите внимание на способ сохранения его до настоящего
времени в природе, а также предлагаемые меры к его охране и их действенность. Просмотрите и оцените доклады своих однокурсников.
Составьте не менее пяти вопросов по данному разделу программы, в том числе:
1) не менее двух вопросов закрытого типа с четырьмя вариантами ответов; ответы приведите в алфавитном порядке, правильный ответ подчеркните;
2) не менее одного вопроса открытого типа, содержащего реальную проблему и требующего приведения пути её решения; для этого используйте действительно существовавшую (существующую, но решаемую в настоящем времени) ситуацию; обязательно приведите решение;
3) не менее одного вопроса на сопоставление одних фактов другим (например, дат и событий, проблем и действий по их решению, людей и организаций, что они создали и т.д.); используйте значимые факты; приведите вопросы и ответы в виде "вопрос-ответ";
4) не менее одного вопроса на воссоздание процесса, то есть требующего указания последовательности произошедших событий; используйте действительно случившуюся последовательность событий; ответ приведите в виде последовательности с указанием номеров стадий в скобках после события.