• Вопросы и объявления дисциплины

    По данной дисциплине отметка "зачтено" выставляется, когда каждое из заданий зачтено (отметка 0,5 и выше), а итоговое среднее значение за все задания превышает 60%.

  • Раздел II. История становления науки и современность

    Исследования донаучного периода (в том числе - периода преднауки). Эпоха зарождения наук. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Дифференциация научных дисциплин: причины и следствия. Научная интеграция: междисциплинарные исследования, пограничные науки и стыковые области знания. Современное состояние науки; классификация наук.

    Формы организации науки в историческом аспекте и становление учёного. Современное состояние науки: малая (отдельные учёные, малые исследовательские группы - постоянные (лаборатория, кафедра) и временные), средняя (научные школы (региональные, национальные и международные), исследовательские институты, научные направления) и большая (национальные академии, международные научные центры, дисциплинарные сообщества и научное сообщество в целом).

    Система российских учёных степеней: кандидат и доктор наук; почётный доктор; процедура их получения. Основные иностранные степени: доктор философии (Ph.D.), хабилитированный доктор (Dr. habil.). Система российских учёных званий: доцент, профессор РАН, профессор ВАК; процедура их получения; эмерит. Почётные учёные звания: член-корреспондент и действительный член академии наук (академик); процедура их получения. Основные должности работников высшей школы: ассистент, преподаватель, доцент, профессор, – и их зарубежные аналоги. Основные должности исследователя в российском научном учреждении: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник и главный научный сотрудник, – и их зарубежные аналоги. Организация работы научно-исследовательской лаборатории и кафедры вуза.


Раздел I. Общие представления о наукеРаздел III. Наука как социальный институт